Если вам понравится или пригодится изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, изображенную ниже

 

Брошенные во дворах старые автомобили – чрезвычайно непростая тема, как кажется на первый взгляд.

Я больше чем уверен: многие считают, что если во дворе давно стоит старый ржавый автомобиль, и никто не видел воочию его хозяина, а этот автомобиль, будь он неладен, занимает целое парковочное место, то значит этот брошенный автомобиль можно совершенно спокойно эвакуировать, увезти догнивать на штрафную стоянку. И то, что он стоит на этом ценном месте — это просто плохая работа местных властей, которые должны заниматься вопросами благоустройства и вывоза мусора на соответствующей территории. Так?

Ну конечно, именно так, скажете вы. Чего этот автомобиль стоит во дворе столько лет? Никуда не ездит, весь сгнил. Только место занимает. И Вы, где-то в глубине своего сознания, искренне считаете, что он занимает не чьё-нибудь абстрактное, а Ваше место. Даже если и нет у вас автомобиля, и не было никогда. Но — всё равно! Чего он тут стоит? Никуда не ездит и т.п.

Да, то — правда. Что стоит и гниёт. Но неправда, что его можно взять просто так и эвакуировать.

Кстати, иногда такую чушь говорят и по телевидению на федеральных каналах. Можете посмотреть тут этот сюжет. Я там даже засветился в качестве комментатора.

Ну а как же обстоят дела с этим самым "автохламом" = брошенными во дворах старыми ржавыми автомобилями на самом деле с точки зрения закона, давайте разбираться.

Такие брошенные автомобили стоят во дворах годами, а в некоторых случаях – десятилетиями. «Мозолят» глаза, почему-то считается, что мешают проходу или проезду, даже если стоят в стороне от пешеходных путей и путей движения транспорта.

Этот т.н. «автохлам» внешне действительно выглядит ничем не лучше, нежели куча строительного мусора, которая занимает территорию и не даёт возможности занять находящееся под ним место иному лицу или иным образом. Но, как бы того ни хотелось, до того момента, пока старый автомобиль не разрушится до такой степени, что утратит всякие потребительские свойства, считать его отходом или мусором нельзя. Но даже и в этом случае, определить, утратил ли автомобиль свои потребительские свойства не всегда просто.

Потому, что решение данного вопроса лежит в компетенции собственника такого автомобиля, только он может действительно сказать, что этот его автомобиль утратил свои потребительские свойства и является «мусором». Однако даже, определив для самого себя этот факт, собственник вряд ли будет рассказывать об этом всем подряд. Таким образом, проблема «автохлама» самым непосредственным образом связана с вопросами права собственности на стоящий во дворе автомобиль.

Применительно к брошенным во дворах автомобилям юридически возможны две ситуации:

1. Оставленный во дворе автомобиль имеет собственника.

2. Оставленный во дворе автомобиль не имеет собственника.

По общему правилу, собственник каждого автомобиля должен быть известен. Даже того, который стоит во дворе и постепенно разрушается. Автомобиль является транспортным средством, предназначенным для передвижения по дорогам, и является источником повышенной опасности. По этим причинам в целях обеспечения безопасности автомобили подлежат государственной регистрации. То есть информация о собственнике автомобиля, если он конечно использовался как транспортное средство,  есть в регистрирующих органах – ГИБДД.  

Если собственник автомобиля известен, то ситуация с «автохламом» может развиваться следующими путями.

  1. Такой автомобиль стоит во дворе столько, сколько захочет собственник, пока этот автомобиль совершенно очевидно не утратит свои потребительские свойства.

Законодательство никак не ограничивает период, в течение которого автомобиль может стоять на одном месте. Но с одним важным условием: автомобиль должен быть припаркован с соблюдением всех установленных правил, а это означает, что он никому не может мешать.

Однако в случае каких-либо изменений в законодательстве, либо изменений в правилах парковки автомобиля в том, месте, где он запаркован, вполне вероятно, что с какого-то момента собственник автомобиля может превратиться в нарушителя правил дорожного движения и попадёт под ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях. То есть к собственнику «автохлама» могут быть применены меры воздействия.

Но, повторюсь, пока автомобиль припаркован с соблюдением всех установленных правил, то он может стоять там сколько угодно, независимо от того, нравится это кому-то или не нравится. Никто кроме собственника не вправе перемещать правомерно стоящий автомобиль.

Никто не вправе просто так, без установленных законом оснований, лишить собственника его собственности.  

2. В какой-то момент становится объективно очевидным, что автомобиль всё-таки потерял свои потребительские свойства, то есть, по сути дела, превратился в мусор.

В данном случае также очень многое зависит от собственника:

— собственник может самостоятельно разобраться с автомобилем, сдав его на утилизацию.

Для утилизации автомобиль необходимо сперва снять с регистрационного учёта в целях утилизации, а после уже непосредственно сдать на утилизацию. Непосредственной утилизацией занимаются специализированные организации, которые имеют лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Найти такие организации не составляет особого труда.  

— собственник может и далее ничего не предпринимать, полагая, что этот «автохлам» — его собственность, а значит формально никто не может его просто так лишить собственности.

Что же делать а таком случае, если собственник ничего не предпринимает?

На мой взгляд, если разрушения автомобиля таковы, что это совершенно очевидно, и можно объективно доказать утрату автомобилем потребительских свойств, то надо обращаться в суд.

Обращаться надо с требованием установить юридический факт «превращения автомобиля в отходы» или, проще говоря, в мусор. После чего уже потребовать от собственника убрать этот мусор на законных основаниях, то есть потребовать утилизации «автохлама».

Как вариант, можно установить такой юридический факт как «прекращение права собственности по причине гибели имущества».

Ведь, по сути дела, собственник перестал быть собственником объекта права собственности, именуемого «автомобиль», просто потому, что автомобиля не стало, он разрушился. Разрушение автомобиля – это его гибель. А это основание для прекращения права собственности на автомобиль. Нельзя быть собственником несуществующей вещи.

Кто же будет обращаться в суд с таким требованием и проходить всю эту непростую судебную процедуру, уплатив за это пошлину, и, возможно, понеся иные материальные расходы?

По логике, этим должны заниматься соответствующие муниципальные власти. Но захотят ли они заниматься этим специально, есть ли у них для этого необходимые ресурсы – это большой вопрос.  

Если же собственник автомобиля неизвестен, то мы имеем дело с так называемой «бесхозяйной вещью».

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался.

Тут уже вопрос однозначно будет решаться через суд.

Лицо, которому мешает этот «автохлам», и желающее избавиться от него (!), вправе вступить во владение этим «автохламом», подать заявление в суд о признании этого «автохлама» бесхозяйной вещью и стать его собственником. После чего утилизировать это «добро».

И вот тут опять встаёт тот же самый вопрос.

Кто будет этим заниматься на деле и насколько вообще готовы те, кому мешает «автохлам», правильно и законным способом от него избавиться?

По большому счёту, с заявлением о признании вещи бесхозяйной в суд может обратиться уже не только муниципалитет, но и любой гражданин. А захотят ли они пройти всю судебную процедуру? Настолько ли им в результате мешает этот «автохлам»?

Говорить и сделать – это совершенно разные вещи. Просто озвученного вслух желания избавиться от брошенного автомобиля мало. Варианты законного избавления от автохлама существуют, но они требуют весьма серьёзной и кропотливой работы, а также затрат на проведение такой работы.

Если вам понравился или пригодился изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав на любую из иконок, изображённых ниже

 

5 комментариев: Про автохлам, или Брошенные во дворах автомобили

Добавить комментарий для Алексей Кончин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *